«Бесконечность Фриды»
В Александринском театре состоялась премьера спектакля «Infinita Frida»
Композитор Маев с памятной статуэткой MAD со. после Европейской премьеры балета Infinita Frida в Александринском театре 6 июля 2015 года.
А. Маев:
«Уверен, это не только знак благодарности за музыкальное вдохновение при постановке Infinita Frida, а знак успешного сотрудничества и в будущем с творческим объединением MAD co.»«К обсуждению концепции балета мы приступили сразу после того, как мне было предложено включиться в процесс написания музыки. На начальном этапе еще решался вопрос о моем соавторстве с известным классическим мексиканским композитором. Когда стали возникать подробности о сроках и вариантах реализации проекта, стало понятно, что создать за два месяца двухактный балет, имея только идею, возможно лишь при абсолютном слиянии и движении в одном векторе. И здесь, конечно, помогли наши с Юрием наработки. В тот момент мы находились на творческом подъеме, и действительно было ощущение, что на этом проекте мы сможем реализовать свои творческие амбиции и потенциал.
Работа началась с «примерки» первых мелодий на персонажи. Первые две мелодии — мелодия Смерти (Астральной сестры Фриды) и мелодия художника Ривьеры позволили нам с Юрием, как мне кажется, увидеть балет в целом. В итоге родилась идея балета, не описывающего Жизнь Фриды, но выделяя ее острое ощущение жизни и творчества, прийти к идее бесконечности искусства. Возможность преподнести зрителю эту идею через мистику и символизм показалась для нас наиболее привлекательной. И поскольку философия балета выходила за рамки жизнеописания героини, мы не стремились в музыке однозначно показать Мексиканский колорит. Безусловно, на протяжении всего спектакля мы в музыке и танце делаем ссылки и на Мексику, и даже на Испанию. Но это возможно лишь краска, которая работает на полутонах. К моменту, когда у Юрия сформировалась идея либретто второго акта, мы имели полностью законченную музыкальную картину. Мы задали хороший темп в самом начале. С Юрием обсуждались не только характеры персонажей балета, но и какое расписание репетиций у каждого из танцоров. Иногда музыкальные темы приходили прямо к началу постановки номеров.
Интересным моментом в работе стала песня Фриды, которую я написал совместно с испанским поэтом. Юрий старался всячески усилить философскую составляющую постановки. Если позволите, я бы охарактеризовал этого хореографа как хореографа-драматурга, подводящего все в постановке под философские и моральные принципы и вопросы. В итоге мы отказались от декламации испанских стихов во время спектакля и приняли довольно смелое решение — вводим песню в балет. Таким образом, мы решаем две задачи — отход от штампов, яркость образа , которая рисуется поющей Фридой. И Фрида дала нам на это свое благословение!»
Юрий Смекалов на вопрос журналиста о совпадении премьеры и Дня Рождения Фриды Кало ответил:
«Это совпадение, но мне оно кажется символичным — хочется думать, что судьба благоволит нам. Тем более, что премьера балета пройдет в рамках презентации творческого объединения M.A.D. Company. Мне кажется, начало пути нашего объединения выглядит обнадеживающим, учитывая, что в создании Infinita Frida приняли участие такие талантливые люди, как композитор Александр Маев, чьи работы — настоящее открытие для балетного искусства, замечательный художник Елисей Шепелев, Владимир Шкляров, Игорь Колб — премьеры Мариинского театра и, наконец, Элиза Кабрера, которая не только прима-балерина «Штатс Балет Берлин», но и культурный посол Мексики в Европе».